?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть первая. Вводная

Преамбула и подготовка
Этот отпуск мы решили провести в «овощном» виде. Т.е. на пляже, на берегу океана. Способствовало тому мое восстановление после жесткого годового лечения. Сил на масштабное путешествие просто не было. И в то же время манил океан и Португалия (нравится лично мне эта страна).
После долгих внутренних терзаний, я остановился на курортном городке Figueira da Foz , что расположен примерно в 200 километрах на север от Лиссабона. Единственный более-менее крупный городок (население порядка 30 тысяч жителей) на самом берегу океана. Все остальное просто какие-то деревни.
С билетами на самолет проблем не было, взял до Лиссабона Люфтганзу, с пересадкой в Мюнхене туда и во Франкфурте обратно. Наиболее удобные рейсы из Питера, хоть и совсем не дешевые. А вот с поиском жилья возникли большие проблемы. Гостиниц в Фигейре раз-два и обчелся, цены в сезон (а мы ездили в начале-середине августа) совершенно адские. Есть множество сайтов, где частники предлагают квартиры и дома для сдачи внаем отдыхающим. Но, во-первых, все требуют предоплату, что, с моей точки зрения, совсем не безопасно. Во-вторых, 90% португальцев не знают ни слова по-английски. В этом мы убедились и потом, когда приехали на место. Провинция – это не Лиссабон и не Мадейра. Поэтому даже переписываться по электронной почте весьма и весьма проблематично. Но «если я чего решил, то выпью обязательно» …
По результату нашел на форуме русскоязычных эмигрантов вменяемого и честного человека, который съездил в Фигейру, заказал нам жилье, внес предоплату и вообще всячески нам помогал при подготовке к поездке, за что ему большое человеческое спасибо. Мы решили взять отдельный домик в Buarcos (Буаркош) на две недели за 450 евро в неделю. Buarcos некогда самостоятельный поселок, а сейчас часть Фигейры, достаточно удаленная от ж/д вокзала (примерно в шести км). Как выяснилось по приезду, можно было брать жилье и на месте. Малое количество гостиниц вполне компенсируется количеством частников, желающим в сезон сдать жилье туристам. Буквально на каждом доме висит табличка «arenda». Прям Анапа какая-то.


Начало.
Раньше мы никогда не летали отдыхать в августе. Смело могу доложить, что и не стоит этого делать. Вся Европа в отпусках, все куда-то едут, аэропорты перегружены, самолеты опаздывают. Вот и наш самолет на час задержался. План у нас был прост. Сразу с самолета ехать на такси на вокзал Oriente в Лиссабоне (там буквально 5 минут), сесть на поезд и ехать к месту отдыха. Из-за опоздания самолета на планируемую электричку мы не успели, поэтому пришлось ждать на Ориенте час и ехать с весьма сложными пересадками.
У пытливого читателя сразу возникнет вопрос: почему поезда, почему не автомобиль в прокат, что удобнее и даже выгоднее ? Тут есть две причины: во-первых, в силу планируемого пляжного отпуска автомобиль нам был нужен буквально 5-6 дней из двух недель. Во-вторых, честно говоря банально не было сил «рулить».
Сделаю отступление на описание португальских железных дорог и другого общественного транспорта.
Все поезда (электрички) делятся на urbano (U), regional (R), interregional (IR), intercidades (интерсидадеш) (IC), Alfa Pendular. Urbano это местные электрички, которые ходят от достаточно крупных городов (центров регионов) до небольших городишек. Например, из Coimbra в нашу Фигейру. Ходят не часто и медленно, максимум раз в час-полтора, а вечером и раз в два с лишним часа. Причем есть направления, где вообще пара-тройка электричек в день. Останавливаются «у каждого столба». «Урбано» вполне могут опаздывать минут на 10-20 в пункт прибытия. Regional и InterRegional, как следует из названия, электрички, которые ходят между крупными городами между регионами, например Coimbra – Aveiro. Как правило, всегда ходят четко по расписанию. Стоимость билетов на U, R и IR самая низкая, что вполне компенсируется их медлительностью.
Поезда IC («интерсидадеш») это скоростные варианты IR, например, между Alfarelos и Лиссабоном IC идет всего три часа, а на IR без пересадки не доехать и время в дороге может занять больше 4 часов. Зато стоимость в первом случае будет 17 евро, а во втором всего 11. Вагоны во всех электричках вполне комфортабельны: мягкие сидения, табло с названием следующей станции, туалеты в начале состава. IC отличается фактически только тем, что билеты продаются с указанием вагона и мест.
Alfa Pendular это скоростные поезда, которые развивают до 250 км/ч и ходят по маршруту Faro – Braga, т.е. через всю страну. Альфа преодолевает расстояние между Лиссабоном и Порту всего за три часа, тогда как на региональных поездах уйдет часов шесть, не меньше. Соответственна и цена вопроса, примерно в два раза выше стоимости Regional.
Билеты на все виды поездов можно брать непосредственно перед поездкой, никакой выгоды покупка на сайте www.cp.pt не дает, поэтому зачем мучать себя и компьютер. Больших очередей в кассы на вокзале нет, а если вдруг не успели, то можно за ту же цену купить и у контролера в электричке. Тем более, что при следовании на Urbano есть станции, где кроме перрона и нет ничего: ни касс, ни расписания. Я просто запланировал, с помощью вышеозначенного сайта, определенное число поездок, опираясь на расписание. О чем и расскажу позже.
На Альфе мы не ездили и только один раз ездили на IC. И совершенно правы те, кто говорят, что смотреть Португалию на поездах дорого и медленно – нужен автомобиль. Жаль, что скоростные трассы с прошлого года стали платные.
На рейсовый городской автобус билеты покупаются у водителя непосредственно на остановке. Впрочем, мы ездили на автобусе только в Фигейре от места проживания до ж/д вокзала и в Costa Nova. Почему именно только там? Об этом ниже.
Относительно льгот для детей. Дети до 7 лет вроде бы бесплатно. У нас младшему к моменту отпуска исполнилось 12. Как я понимаю, льгота полагается (50% стоимости билета), но только местным детям при наличии ученических документов. И вот тут кассиры и водители вели себя «кто в лес, кто по дрова». Большинство интересовалось возрастом ребенка. Как правило, я честно отвечал, что ему 12 лет, иногда говорил, что 10. В независимости от этого реакция продающих была странна. Кто-то требовал местный документ, кто-то сразу давал полный билет, а кто-то половинный, причем на ожном и том же маршруте. В общем, у кого какое настроение.
Такси. Стоимость примерно одинакова во всех городах Португалии и составляет в районе одного евро за один километр. Если ехать вчетвером, то это зачастую выгоднее, чем передвигаться общественным транспортом. Есть понятие ночного тарифа, который начинается примерно в 23:00 и дороже где-то раза в полтора к дневному. Время стояния в пробках и просто ожидания конечно тоже учитывается счетчиком, но тут уж не скажу каким образом.
Такси ездит строго по счетчику и понятия «чаевых» там нет. Водитель всегда четко до цента отдаст вам сдачу. Сначала по дурной российской барской привычке я оставлял «на чай» евромелочь, а потом перестал. Не к чему баловать. Если вы берете такси на вокзале или вызываете по телефону, то таксист накинет так называемый саплименто (saplimento) в каждом городе разный, но точно не более 2 евро. Использование такси в провинциальных городах оказалось неожиданно несколько проблематично для нас, о чем ниже.
Вернемся однако к первому дню. Весьма сложно мы добрались до места отдыха. Билет с пересадками я купил сразу на вокзале Ориенте (ни в коем случае не теряйте его до прибытия в конечный пункт, на нем будет ставить отметки контролер каждого поезда). Стоимость составила 14,1 евро с человека. Конкретные электрички в билете не указаны (в отличии от билетов на IC и Alfa), поэтому можно ехать на какой угодно. Но лучше заранее спланировать пересадки, если они есть, так как электрички ходят совсем не часто. В 19:56 мы выехали с Лиссабона, в 21:20 были в Entroncamento, тут же пересели на электричку на Alfarelos, в 22:47 приехали в Alfarelos, пересели на электричку в 22:55 уже до Фигейры, и только в 23:26 приехали наконец в Figueira da Foz. Я специально написал все участки с конкретным временем, чтобы было понятно, что нигде мы не стояли, а только прыгали с поезда на поезд, но в результате ехали три с половиной часа. Хотя Google-map говорит, что по платным дорогам на авто расстояние бы составило 193 км и вряд ли бы я преодолел его по незнакомой местности быстрее.
Еще из поезда я позвонил по мобильному хозяйке дома (точнее агенту, которая хоть как-то говорила по-английски) и обозначил время приезда. На вокзале в Фигейре мы взяли такси, сказали (точнее показали на бумажке и распечатанной карте) адрес. Таксист довез до адреса, подождал пока выйдет хозяйка, довез нас непосредственно до сдаваемого домика, помог разгрузиться. Всего по счетчику мы отдали 8,80 евро с учетом уже ночного тарифа. В дальнейшем, уже твердо зная куда ехать, от ж/д вокзала у нас получалось на такси от 5,5 до 6,5 евро в зависимости от плотности движения на дорогах.
Наконец в полночь мы заселились. Хозяйка оказалось довольно милой бабулькой явно «за семьдесят». По-английски она не знала даже числительных, что совершенно нормально в португальской провинции. Поэтому общались мы с ней исключительно с помощью жестов, нашего русско-португальского разговорника, ручки и бумаги.
Домик оказался типичным каменным одноэтажным строением 50ых годов прошлого века, площадью в районе 80-90 кв. метров, с двумя спальнями, совместным санузлом, большой кухне-столовой, деревянной монументальной мебелью эпохи бабушкиной молодости и абрикосовым деревом под окном.




До пляжа идти буквально 5 минут под горку, там же был супермаркет Lidl. До центра Buarcos идти 15-20 минут (там не очень большой муниципальный рынок), до ж/д вокзала, как я уже говорил или примерно час пешком или пять минут на такси. И все бы нас полностью устраивало в нашем жилье, за исключением одной детали, которая будет преследовать туриста по всей Португалии, как я понял. Неистребимый запах плесени на первых этажах строений ! Столкнулись мы с этим в прошлом году на Мадейре. Оказалось, что это и континентальная особенность. Дело в том, что все без исключения дома в Португалии строятся без отопления в принципе. Климат на берегу океана очень влажный, зимой температура вполне может быть и +10 градусов и ниже. Ну а дальше понятно. Так что очень прошу обратить внимание на этот факт и снимать жилье как минимум на втором этаже строений.
«Овощи» на отдыхе
Все дальнейшие две недели представляли по сути пляжный отдых, поэтому я опишу их как один день, за исключением всего четырех дней, которые мы посвятили железнодорожным поездкам в другие города.
Figueira da Foz Как я уже говорил, типичный курортный город на берегу океана. Такие есть везде, в любой стране, где есть пляж. Городок вытянулся вдоль берега километров наверное на 15. Ничего особо интересного и достопримечательного в нем нет.










Такая вот машина-реклама кафе



В отличии от Лиссабона, в центральной и северной Португалии практически нет африканских и латиноамериканских эмигрантов, что накладывает свой отпечаток на местное бытие. Я ни разу не расист, но мне приятнее видеть, например, продавцом на рынке португальскую бабушку, чем неопределенной национальности «лицо в кепке».
Народу в августе сумасшедшее количество, пляжи забиты до отказа, но тем не менее достаточно чисто и не напряжно. Отдыхающие в основном португальцы, много французов, испанцев, чутка немце. Ни о каких русских никто и слыхом не слыхивал. Когда нас спрашивали «откуда вы ?» и получали ответ «Руссия, Сэнт-Питесбёрг», то в ответ только удивленно присвистывали, типа «вот вас занесло». Видели в Фигейре пару раз русскоязычных эмигрантов (видимо девушки замужем за португалами), которые услышав знакомую речь смотрели на нас с некоторым изумлением. Так как между собой мы общались, конечно, по-русски, то было прикольно наблюдать, как окружающие португальцы пытаются определить нашу национальную принадлежность, ориентируясь по совершенно незнакомой и видимо дикой им речи.
Тут уместно сказать еще раз пару слов про язык и закрыть уже эту тему. Как я уже неоднократно указывал, 90% населения по-английски не знает ни слова. Многие ориентируются в французском, ну и испанский понятно, что почти родной. Но даже обслуживающий персонал (водители такси, автобусов, кассиры, контролеры, продавцы, официанты) совершеннейшие нули в английском. Буквально пару раз мы сталкивались с таксистами, которые прилично говорили по-английски. И все. Поэтому на две недели мы провалились в глубочайший языковой вакуум. Волей-не-волей тут начнут в речи проскальзывать португальские слова и выражения. К концу отдыха те же, например, куриные яйца, мы кроме как «овуш» уже не называли. «Надо купить десяток овушей». Или «Давай-ка утром пожарим овушей». А ж/д вокзал и между собой уже называли «эштасао».
Пляжи, океан. Пляжи великолепны. Не мелкий, но и не крупный желтый песок. Все пляжи муниципальные, бесплатные, мусор убирают каждое утро, везде поставлены мусорные контейнеры. На каждом пляже есть муниципальные бесплатные туалеты, где также и душевые. На самом пляже есть платный сервис в виде лежаков с зонтами и специальных «домиков» из парусины, но мы им не пользовались ни разу.
Самым крупным разочарованием стал океан. Не купались ни разу. Даже при температуре воздуха в плюс 37, океан вряд ли был теплее плюс 18. Т.е. это только вбежать, окунуться и с визгом нестись обратно на берег. Ну и погода несла сюрпризы, из двух недель пять дней нельзя было даже загорать. Очень неустойчивая и быстро меняющаяся погода. Сегодня может жарить солнце и плюс 35 в тени, а завтра наползает с океана туман, все небо затянуто, пронизывающий ветер и не более плюс 20, а послезавтра (а может даже и после обеда) снова солнечно и плюс 35. И это самый-самый сезон ! Середина августа.
Типичное утро в Фигейре. 7 утра, туман и в одной футболке холодновато


Неплохой однако развлекухой бывает океан при отливе.
Можно ходить по камням на сотню метров от берега, рассматривать океаническую живность, смотреть как местные ловят рыбу, выковыривают из расщелин крабов и прочие морепродукты.








Тут мы плавно подошли к желудочным радостям.

Еда. В отпуске мы заморачиваемся с едой самостоятельно, именно поэтому оборудованная кухня – непременное условие проживания. В Португалии с едой все в порядке и более того. Закупались мы или в Lidl рядом с домом, или на небольшом муниципальном рынке в центре Buarcos. Пару раз ездили на муниципальный рынок около ж/д вокзала. Выбор там много больше, но далековато. Цены на продукты питания, как правило, ниже, чем у нас в Питере. А уж качество намного выше. Да и сложно рассуждать о сравнении качества между свежевыловленной рыбой и тем перемороженным дерьмом, что у нас в супермаркетах; между фруктами и овощами, вызревшими в соседней деревеньке и недозрелым гнильем у нас. Который раз замечаю, что очень трудно дается обратный переход между нормальным питанием в отпуске и тем, что мы вынуждены покупать в России. В целом предполагаемый пляжный отдых превратился еще и в одну большую обжираловку.
Услугами общественного питания мы пользовались всего пару раз. В Авейру и в Порту. Если не брать в расчет какие-то мелкие перекусы на вокзалах в кафешках между поездами. Поэтому никакого стройного мнения о системе местного ресторанного питания составить точно не смогу. Вроде как ощутимо дешевле, чем в той же Германии.
Так как я уже довольно долгое время не пью алкоголь вообще, а жена употребляет его крайне мало (а дети еще не употребляют), то также ничего не могу сказать и о портвейне и других знаменитых португальских винах. Со слов коллег и родни, кому привез пару бутылок ординарного портвейна, штука вкусная. Если говорить о ценах, то стоит ординарный портвейн в супермаркете от 4 до 7 евро, десятилетний портвейн что-то в районе десятки.
Теперь начну, пожалуй, описывать наши немногочисленные в этот раз поездки.
Продолжение следует ...
promo snus71 december 31, 2012 14:05 45
Buy for 10 tokens
Доброе время суток ! Приветствую Вас в моем блоге ! Меня зовут Константин, мне 48 лет, живу в Санкт-Петербурге. По роду деятельности я ИТ-шник. В основном, в своем блоге пишу отчеты о своих путешествиях, в которые езжу с некоторой регулярностью уже больше одиннадцати лет: с июня 2008 года. В свое…

Profile

Снусмумрик
snus71
Константин Тролль

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow